Профессия Таргетолог
Сегодня таргетолог — перспективная и востребованная профессия: все больше компаний готовы выделять значительные средства на продвижение товаров и услуг в социальных сетях. По данным исследования организации IAB Russia, в 2017 году таргетинг стал вторым по приоритетности инструментом рекламы в России для рекламодателей.
Тем не менее далеко не все понимают, в чем заключается работа таргетолога. Какими навыками он должен обладать? Как начать карьеру в этой сфере? Об этом и многом другом нам рассказала глава digital-отдела креативного агентства makelove Екатерина Никерина.
Что такое таргетинг
Таргетинг — это механизм настройки рекламных кампаний, применяемый, в основном, в соцсетях. Он позволяет по различным критериям — полу, возрасту, местоположению, интересам, профессии и другим — выделить целевую аудиторию, которой будет показана та или иная реклама.
Популярность соцсетей как рекламных площадок постоянно растёт, из-за чего конкуренция между рекламодателями становится жёстче. Раньше рекламы в соцсетях было значительно меньше, поэтому основной целью таргетинга было показать рекламу максимальному количеству людей и получить от них как можно больше кликов. Теперь же таргетологи разрабатывают целые стратегии, чтобы завладеть вниманием аудитории и вызвать интерес к бренду.
Чем занимается таргетолог
Основная задача таргетолога — продвижение контента, и для этого он выполняет три вида работы: размещение и продвижение контента; общение с пользователями; настройка рекламных кампаний через рекламный кабинет. Помимо этого, он составляет портрет целевой аудитории и занимается медиапланированием. Таргетолог должен уметь тщательно анализировать информацию о пользователе, чтобы выделять как можно больше уникальных параметров, — в этом случае больше шансов, что реклама сработает. На базовом уровне подобрать целевую аудиторию может кто угодно — достаточно задать возраст, местоположение, пол и другие данные, но в таком случае портрет может получиться слишком размытым. Для создания детального портрета нужно использовать множество параметров, при этом ключевую роль играет даже не количество этих параметров, а качество. Например, можно узнать, в каких группах состоит пользователь, какие мероприятия посещает и на какие сайты заходит: все это отражает его индивидуальные интересы.
Иногда для определения параметров аудитории таргетологу приходится проводить большую исследовательскую работу: для этого он делит аудиторию на множество сегментов и работает с каждым из них по отдельности. Показав рекламу целевым пользователям, таргетолог выделяет «успешные» и «неуспешные» группы. «Успешная» — это люди, которые заинтересовались рекламой и взаимодействовали с ней, а «неуспешная» — те, кто её проигнорировал. После этого таргетолог отдельно работает с «неуспешной» группой: анализирует, что могло не понравиться, и меняет что-то в самой рекламе или продвижении, пробуя вызвать другую реакцию.
Все инструменты для подбора целевой аудитории и создания рекламных кампаний находятся в рекламном кабинете, который есть в каждой соцсети.
Навыки, которыми должен обладать таргетолог
Таргетолог должен уметь многое: оценивать, насколько реклама соответствует предпочтениям аудитории; отстаивать свою позицию перед клиентом и договариваться; эффективно распределять средства (обычно таргетологу приходится работать в рамках бюджета). Важное качество — аналитический склад ума: только с помощью анализа можно понять, какие аудитории «работают», а какие нет; правильно настроить рекламную кампанию и решить, что в рекламе стоит оставить, а что убрать. Аналитический склад ума — это даже не бонус, а качество, необходимое каждому, кто работает в этой сфере.
Где учиться на таргетолога
Так как таргетинг — относительно молодая сфера, учебных программ по этой специальности в университетах пока нет. Оптимальный способ начать карьеру в таргетинге сегодня — получить базовые знания на курсах, например, на порталах GeekBrains и «Нетология», и пойти работать на начальную позицию в компанию, готовую брать людей с минимальным опытом. При этом надо понимать, что курсы — это лишь база, а продвинутые навыки можно получить только на практике.
Куда идти работать таргетологом
Начинать карьеру таргетолога лучше в агентстве: скорее всего, в этом случае у вас будет много практики и возможностей для обучения. В крупном агентстве начинающему специалисту могут вначале поручить работу только с одной соцсетью — это позволит отточить умения и набраться опыта в спокойном режиме.
Дальше можно пойти работать в компанию — скорее всего, круг обязанностей там будет шире, так как вам придётся совмещать разные функции: ведение соцсетей, коммьюнити-менеджмент, запуск рекламных кампаний и другие. Работая в компании, вы сможете углубиться в специфику продукта бренда, то есть быть ещё и отчасти project-менеджером.
Ещё один вариант — работать с небольшими заказами и несколькими компаниями в свободном графике в режиме фриланса. В этом случае вам будет сложнее получить экспертные знания в конкретной области, зато появится широкое понимание рынков и аудиторий.
Будущее профессии
Возможности соцсетей постоянно растут, появляются новые рекламные площадки и вместе с ними — новые форматы рекламы. Всё это делает профессию таргетолога перспективной и обеспечивает её развитие. Ещё одна тенденция — всё больше людей начинают моментально замечать рекламу и перестают её воспринимать, поэтому рекламодателям приходится постоянно искать нестандартные решения, что делает профессию таргетолога ещё более интересной и даёт возможность постоянно узнавать и пробовать в работе что-то новое.
P.S. Рекомендации Екатерины: об интересных кейсах и трендах в мире digital-маркетинга можно узнать в Telegram-каналах Гутник Олег: таргет блог, Gurov Digital, Русский диджитал и в разделе «Маркетинг» издания vc.ru.