HR-онбординг
Онбординг (от англ. – onboarding) происходит от словосочетания on board – «на борт».
Давайте вспомним, как встречают пассажиров при входе на борт: приветствуют с улыбкой, помогают найти своё место, рассказывают, куда убрать багаж, проводят инструктаж по технике безопасности и пр. После такого приветствия ты будешь чувствовать себя комфортно.
Как и пассажирам, новому сотруднику необходимо заботливое отношение и приветствие во время адаптации: «Добро пожаловать на борт, в нашу компанию!».
* Фотография взята из фильма «Поймай меня, если сможешь» / Catch Me If You Can
Если адаптация сотрудника проходит тяжело, высока вероятность того, что человек в компании надолго не задержится. Значит, нужно заново начинать весь цикл подбора, а это расходы на рекламу, оплата за доступ к базе резюме, гонорар кадрового агентства, заработная плата специалиста по подбору персонала. Не говоря уже о том, что придётся снова потратить время руководителей, всё это прямые расходы на подбор персонала. Поэтому так важно, чтобы всё больше компаний внедряли качественный процесс адаптации.
По-хорошему, онбординг должен включать знакомство с ценностями, корпоративной культурой, налаживание эффективного взаимодействия с командой и разнообразные мероприятия. Это не просто обучение, но и социализация нового сотрудника на новом месте работы.
Правильно выстроенный процесс адаптации заложит базу (фундамент) для удержания и послужит максимальным вовлечением в атмосферу компании и команды.
В разных компаниях – разные подходы. Сейчас расскажем о самых популярных инструментах адаптации в HR поподробнее
Некоторые компании делают приятный жест при онбординге нового сотрудника: дарят приветственный пакет, который включает необходимые мелочи для работы.
Welcome pack («приветственный пакет») – часть корпоративной культуры, набор предметов, оформленных в фирменном стиле компании. Позволяет сотруднику поближе познакомиться с философией бренда работодателя, основными бизнес-процессами и документами и по достоинству оценить перспективы своего профессионального развития на новом месте работы. Приветственный пакет призван сформировать позитивный образ работодателя в представлении сотрудника, повысить лояльность, придать уверенности и мотивировать на эффективную и качественную работу. В зависимости от специфики бизнеса и должностных обязанностей конкретного сотрудника, состав такого пакета может быть абсолютно разным – от канцелярских письменных принадлежностей, ежедневников, кружек до фирменной одежды или электронной техники в виде портативных зарядных устройств, наушников и других полезных в работе компьютерных аксессуаров.
Другой тип наставничества – баддинг (от англ. buddy, «приятель»). Он предполагает поддержку нового сотрудника и служит одним из элементов процесса адаптации. В такой «дружбе» нового сотрудника и наставника, при правильно подобранных условиях адаптации, наблюдается огромное преимущество для компании.
Кроме того, есть геймификация – помогает подготовиться к выходу на работу и донести информацию до новых сотрудников. Этот вид онбординга развивался ещё до пандемии, но стал более актуальным и удобным, когда всем резко пришлось перейти в онлайн-формат. Это приложение или ссылка на портал, где потребуется заполнить профиль и ответить на вопросы чат-бота в корпоративном мессенджере (например, в Telegram). Бот вышлет чек-лист с рассказом о первом рабочем дне. Также в дружеской форме бот мгновенно даёт советы и собирает обратную связь, а новый человек быстрее погружается в работу. А это ключевой фактор для успешного прохождения испытательного срока и дальнейшей работы в компании.
Шедуинг (от англ. – shadowing, «тень») – новый сотрудник следует за опытным сотрудником как тень. Так он наблюдает за процессом и на практике усваивает тонкости работы в новой компании.
Welcome book («книга нового сотрудника») – так называют документ, в котором компания размещает всю необходимую информацию о её деятельности для нового сотрудника. Документ может быть в напечатанном виде или в электронной версии. Это эффективный инструмент, который ещё называют «справочник сотрудника» или «книга сотрудника». Комплексный справочник-инструкция позволяет ответить на вопросы: как найти системного администратора, где находится кухня, как выглядит структура компании и пр.
HR-сфера стремительно меняется и становится более ориентированной на человеческие отношения. На первое место выходит человек и его личность, и для такой персонализации HR-процессов только традиционных способов онбординга уже недостаточно.
Внедрение современных методов адаптации сотрудника – первый шаг на пути к HR-трансформации. Благодаря этим инструментам увеличивается эффективность всей команды.