Ментальное здоровье работников по принципу win-win
Сегодня компании стремятся строить отношения с работниками по принципу win-win culture*, придерживаясь баланса между «брать и давать». Новая этика подразумевает взаимовыгодное сотрудничество, где тренд на ментальное здоровье внутри офисных пространств развивается.
* Принцип win-win culture — это подход, при котором обе стороны останутся в выигрыше. Противоположен традиционному win-lose-подходу: тот предполагает, что в любой ситуации должен быть выигравший и проигравший.

Вопрос о профессиональном выгорании активно изучают сотрудники HR-отделов, психологи и специалисты по охране труда. Несмотря на то что проблема известна и широко распространена, её по-прежнему сложно выявить самостоятельно, и требуется помощь специалиста. Работающие люди списывают плохое самочувствие на усталость от работы. Маскируясь под неё, выгорание делает своё дело – быстро поглощает психологический и физический ресурс. В этот момент важно замедлиться, смело посмотреть на происходящее, признать проблему и обратиться к профессионалу.
Этот вопрос беспокоит руководителей потому, что выгоревший сотрудник – косвенные финансовые потери для компании. Синдром профессионального выгорания – это эмоциональное перенапряжение, физическое и психологическое истощение. Вследствие него ухудшается работоспособность и снижается продуктивность. Так возникла простейшая формула: счастливый сотрудник — эффективный сотрудник.
В последние годы намечается тенденция – приглашать в компании таких специалистов, как коуч, психолог, ментор. Сейчас мы поясним основные цели и задачи каждого в офисном пространстве.
Наличие психолога в штате или заключённый договор с ним по сотрудничеству – не уступает трендам в схожих профессиях. Все помнят, каким тяжёлым психологически был 2020 год, когда все страны объявили о карантине и решили работать удалённо. Уже 2021-й, а ведь где-то люди по-прежнему работают из дома...
В связи с такими обстоятельствами, общение с психологом – отдушина и колоссальная поддержка в непростые времена. Ниже опишем примеры, с какими запросами чаще всего работает психолог:
- расширяет внутреннюю картину восприятия событий;
- помогает вести правильную коммуникацию;
- учит выстраивать личные границы и рассказывает, что это такое;
- устанавливает между коллегами дух сотрудничества, а не соперничества;
- находит проблемы в прошлом, которые негативно влияют на настоящее;
- меняет работу нейронных связей мозга, которые приводили к триггерам* и паттернам*, и помогает не повторять ошибок.
* Триггер – событие, которое вызывает тяжёлые негативные эмоции.
* Паттерн – определённый набор, шаблон поведенческих реакций и последовательностей действий.

В отличие от психолога, коуч работает с запросами, нацеленными на настоящее и будущее. Формат не отличается: бывает групповой и персональный, а встречи – живые или онлайн. После общения со специалистом, человек лучше понимает себя, свои потребности и желания, правильно формулирует цели, избавляется от ограничивающих убеждений и добивается поставленных целей. Подсвечивает слепые зоны*, как фонариком, задавая глубокие вопросы и подводя к инсайтам*. На самом деле – групповой вариант более действенный, так как на примере коллег можно увидеть то, что не замечал за собой. Такие сессии решают и охватывают намного больше разносторонних проблем, чем индивидуальные.
* Слепая зона – видно окружающим, но не видно самому себе.
* Инсайт – озарение, прорыв в ментальной сфере.
Многие компании внедряют систему наставничества. Зачастую она применяется на этапе адаптации нового сотрудника.
Ментор – опытный специалист, который оказывает всяческую поддержку, обучает и помогает достичь целей. Вид такого наставничества подразумевает более глубокую работу с подопечными. Он не просто делится знаниями, но и морально поддерживает, помогает в решении сложных задач. В общем, положительно влияет на нового специалиста. Ментор развивает навыки перспективы, взращивает подопечного как профессионала, зарождает определённый стиль мышления. Он мотивирует его и стимулирует личностный рост.
- Сотрудники эффективнее достигают бизнес-целей;
- Производительность труда персонала заметно увеличивается;
- Растёт показатель удовлетворённости и лояльности к компании;
- Менторство финансово выгоднее других способов обучения.
Наставник – опытный сотрудник, который объясняет и показывает, как принято делать. Систему наставничества обычно используют, чтобы быстро ввести новичков в курс дела.
Попробуйте поэкспериментировать вместе с нами и составьте своё «колесо жизненного баланса». Оцените в баллах каждую сферу жизни, чтобы видеть, над чем стоит поработать. Где сделать шаг вперёд, а где и назад. Ориентируйтесь на ощущения.
А также присоединяйтесь к обсуждению статьи в инстаграме.
Желаем обрести баланс – гармонию с собой и окружающим миром!