Правовой департамент: инициатива, творчество и миссия
В Сбере применяют множество моделей, которые помогают бизнесу строить стратегии развития и принимать решения. Правовой департамент создает технологические продукты: от платформы юридических решений до сервисов извлечения информации из неструктурированных документов.
На счету Проектного офиса Правового департамента такие услуги, как юридический сервис СберПраво и платформа для разработки юридических и бизнес-сервисов LegalRules.
О проекте
Сбер — больше, чем банк. Это технологическая компания, включающая около 60 компаний, сервисов и устройств. Кроме банковских услуг в единой экосистеме развивают сервисы для бизнеса, здоровья, электронной коммерции и многое другое. Например, цифровую платформу СберБизнес, сервис онлайн-консультаций с врачами СберЗдоровье, сервис доставки продуктов СберМаркет, онлайн-сервис юридических услуг СберПраво и многие другие.
Челлендж и исследования: стимул для развития
На этапе внедрения новых инструментов ключевым пунктом для большинства сотрудников стало погружение в юридическую специфику: работа с профессионалами, взаимодействующими с законом и правом - то самое, что отличает продукты Сбера от большинства существующих на рынке: только изучая тему с нуля, можно достичь прогресса.
«Одним из главных челенджей было то, что мы стали работать в плотной связке с юридическим департаментом. Наша команда пришла к пониманию: когда ты выстраиваешь процессы с нуля - обычных книжек может не хватить, тут необходимы люди, которые и делают нашу работу интересной, а знания наполненными. В итоге, через этот опыт мы и пришли к тому, что каждый в нашей команде стал настоящим экспертом и профессионалом своего дела».
Командный рост и изменения взгляда
Начиная с команды из восьми специалистов Data-Science Правовой департамент стремительно разросся и практически с первых месяцев начал создавать свой инструмент разметки с помощью привлечения java-специалистов, front-разработчиков, бизнес-аналитиков, юристов, системных аналитиков, разработчиков-лингвистов и тестировщиков.
В итоге проектный департамент пришел к трем командам, которые функционируют и по сей день:
- Data-Science – занимаются исследованием, расположением и приведением системы к единообразию.
- Analytics team – аналитики по трем направлениям: бизнес-анализ (построение разметки, общение с заказчиками), юристы (коммуникация с контрагентами и помощь дата-сайнтистам и бизнес-аналитикам), дата-аналитики (работа с ошибками и результатами разметки).
- Разработчики – занимаются построением, сборкой единого сервиса в единый пайплайн, построение различных веб-сервисов для последующей тестировки).
Онбординг и менторство
В Сбере часто ищутся специалисты под определенную потребность, и уже после того как новый сотрудник приходит в команду, ему назначается бадди, который его курирует. На начальных этапах стажеру предоставляется большое количество обучающих видео: те материалы, по которым он может изучить основные системы, кнопки и ветки иерархии. Подобный подход, рассчитанный на частично самостоятельное изучение, сильно упрощает процессы и позволяет сформировать понимание базовой структуры, по которой человек может идти в дальнейшем.
Баддинг — это не всегда история только для стажеров. Зачастую подобный опыт приносит пользу и самому бадди. Опыт личного наставника предоставляется не только на начальных позициях, бадди даются и мидл-специалистам, а также тем, кто совершает горизонтальный переход.
«Каждый новый человек, приходящий к нам, – становится частью команды. Для того, чтобы создавать вместе инновационные продукты мы осознанно формируем среду, где каждому будет комфортно. Для нас – это атмосфера честности и взаимовыручки».
Нетворкинг и доверие
В офисе Правового Департамента регулярно проводятся вечера нетворкинга: это и игры в настолки и книжные клубы, и митапы по интересам. На подобных встречах сотрудники не просто находят компании по интересам, но и обучаются с помощью своих коллег. На площадке уже выступали и юристы, и дата-сайентисты, разработчики и продукты, а главной целью является обсуждение результатов и проектов, которые могут показаться интересным абсолютно всем. Часто на такие доклады приглашаются и внешние гости и сотрудники из других команд.
«Моя позиция, как руководителя, заключается в том, что главное – построить доверительные отношения: у нас всегда готовы помочь новому человеку. В Сбере ставили и продолжают ставить на взаимовыручку и внимание. В дополнение могу сказать, что нам очень важно синхронизировать наши ожидания с потенциальными кандидатами: если человек не боится брать ответственность на себя, то это наш человек»
Лишних знаний не бывает: вектор в IT постоянно меняется, и если сегодня JAVA считается более молодежной — завтра может быть создано что-то иное. Быть в курсе происходящего, уметь быстро переключаться — это как раз тот навык, который позволяет сотруднику оставаться постоянно интересующимся и развиваться .
Несмотря на то что переход из junior в middle и из middle в senior — очень индивидуальный процесс, опыт в каждом отдельном случае может нарабатываться как довольно стремительно — удачное попадание на проект, так и постепенно — через доскональное изучение деталей. В среднем на переход из junior в middle-позицию уходит около полутора лет.