Главная Статьи Черные списки: зачем работодатели их составляют и как в них не попасть

Черные списки: зачем работодатели их составляют и как в них не попасть

04 октября 2022, 10:10

Почти каждый слышал про черный список — базу, в которой рекрутеры собирают контакты кандидатов с плохой репутацией. Если поиск работы затянулся, может показаться, что вы попали в такую базу. Но не стоит паниковать раньше времени. Давайте разберемся, как на самом деле выглядят черные списки, зачем компании их составляют и как в них не попасть.

карьера и профессии обучение интересное в мире
Черные списки: зачем работодатели их составляют и как в них не попасть

Черные списки существуют. Но это не большая единая база

Любая компания стремится найти лучшего сотрудника. Человека, который привнесет недостающий опыт, вольется в команду и останется в ней на несколько лет. Иногда собеседования недостаточно, чтобы убедиться в надежности кандидата. И в этом случае пригодятся отзывы предыдущих работодателей. Но если их нет, рекрутер может обратиться к тем самым черным спискам.

Под черным списком многие представляют большую базу, которая доступна всем рекрутерам. Но это не так. В виде открытой базы черные списки даже не могут существовать — это нарушает закон об обработке персональных данных.
 

Вместо одного большого списка рекрутеры используют другие источники, например:
 

  • Открытые HR-сообщества — это обычные чаты в мессенджерах и группы в соцсетях. В них рекрутеры часто обмениваются как резюме кандидатов, так и отзывами. Например, рекрутер может обратиться к коллегам с вашего последнего места работы и попросить отзыв.
     
  • Закрытые базы компаний — это внутренние сведения о кандидатах и бывших сотрудниках, которые ведутся рекрутерами одной компании и доступны только им. Например, если вы раньше работали в Google, причина вашего ухода может быть отмечена во внутренней системе.

Не попасть в черный список позволяют два правила

Правило 1. Грамотно расставаться с работодателями
 

Предупреждайте об уходе заранее. Обсудите с руководителем сроки, в которые ваш уход будет комфортен для всех. Так команда успеет найти нового человека, закрыть все вопросы и сможет запомнить вас с положительной стороны.

Выполняйте рабочие задачи до последнего дня. Вряд ли руководитель скажет что-то хорошее о бывшем сотруднике, который просто досиживал 2 недели перед увольнением.

Оставляйте инструкции. Расскажите коллегам, где лежит документация по проекту, какие задачи нужно будет доделать, к кому обращаться вместо вас. Сделайте так, чтобы после вашего ухода не было хаоса, а у коллег остались лишь хорошие впечатления.

Прощайтесь красиво. Какой бы ни была причина увольнения, поблагодарите коллег за совместную работу. Вы наверняка получили полезный опыт. А если и нет — прощание на негативной волне точно не сделает этот опыт ценнее, но может навредить вам в будущем.

 

Правило 2. Вежливо общаться с рекрутерами

Не игнорируйте. Даже если вы не ищете работу, но вам пишет рекрутер — стоит ответить. Например, «Елена, добрый день. Спасибо, что написали, но мне пока интересны задачи на текущем месте. Удачи в поисках!». Когда-нибудь вы тоже напишете рекрутеру с вопросом о вакансии. И сможете рассчитывать на ответ.

Не пропадайте после собеседований. Если вы нашли более подходящую вакансию или решили принять предложение другой компании, скажите об этом прямо. Иначе рекрутер решит, что в будущем не стоит тратить на вас время. При следующем поиске работы вы можете встретиться снова. И тогда ваш отклик намеренно пропустят.

Не грубите. Рекрутер может случайно пропустить сообщение или забыть ответить. Не стоит хамить на отказ или долгий ответ. Вежливо напомните о себе и попросите обратную связь. Например, «Алина, добрый день. У нас с вами было собеседование в среду. Пожалуйста, подскажите, есть обратная связь по моей кандидатуре?». При таком подходе больше вероятности, что рекрутер вернется к вам с предложением о работе или с другими вакансиями.

Выбраться из черного списка помогут рекрутер и система рекомендаций

Если вы увидели плохой отзыв о себе в группе рекрутеров. Бывает всякое, главное — не вступать в открытый конфликт. Напишите рекрутеру, который оставил о вас негативный отзыв. Аргументируйте, почему такой отзыв уже неактуален. Возможно, ситуация очень давняя и вы многому научились с тех пор. Рекрутеры тоже люди и могут пересмотреть свою позицию.

Совет. Старайтесь всегда прикладывать к резюме свежие отзывы с последнего места работы. Так рекрутеру не придется обращаться к сообществам и изучать давние негативные истории. 

Если кажется, что вы попали во внутренний черный список компании. В этом сложно убедиться наверняка. Но если подозрения есть, обратитесь ко внутренней системе рекомендаций компании. Например, если вы хотите устроиться в Google, найдите знакомых среди сотрудников компании — друзей, бывших коллег. Попросите их порекомендовать вас. Свежие отзывы от текущих сотрудников способны затмить давние истории. А поручение — дополнительное подтверждение тому, что вы не повторите ошибок.
 

Попасть в черный список не так просто. В него не заносят за пару опозданий, случайно взятую ручку и случающиеся споры в команде. Трудные моменты при поиске работы бывают у всех. Чаще причина долгих поисков кроется в слабом резюме, отсутствии сопроводительных писем и ошибках на собеседовании. Вот несколько материалов, которые помогут их легко исправить:

·  Как составить резюме правильно

·  Сопроводительное письмо: нюансы и советы

·  Ошибки в онлайн-собеседовании, которых надо избегать

Читайте также

29 сентября 2022
Как бороться с синдромом достигатора и убеждением «я должен»
О том, почему мантра «я должен», может негативно сказываться на личности и внутреннем балансе разобрали с коллегами из сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online
советы от экспертов обучение люди говорят
31 марта 2022
Как блеснуть эмоциональным умом перед работодателем
Рассказываем как эмоциональное развитие напрямую влияет на карьеру.
советы от экспертов интервью